Лист успешности групп на уроке. Класс________Дата____________

 

Группы

З-1

З-2

З-3

З-4

З-5

З-6

З-7

З-7

итог

Группа1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ячейке напротив группы на пересечении с номером задания (верхние столбцы) ставим баллы (+1/-1), затем все баллы суммируем и получаем итоговый балл успешности группы на уроке. Затем составляем рейтинговую таблицу и подводим итоги. Награждаем "денежками", в результате получаем "Банк группы", у кого этот банк больше, тому в конце четверти приз.

Психология думающего учителя
Очень полезная книга о рефлексии
╧ёшїюыюуш  фєьр■∙хую єўшЄхы  - ╧хфруюушў
Adobe Acrobat Document 1.7 MB
Лессон студи
Полезное пособие
Lesson Study.pdf
Adobe Acrobat Document 527.5 KB
Оценивание для обучения
Пособие для учителя
Ocenivanie dlya obucheniya M.A. Pinskaya
Adobe Acrobat Document 574.0 KB
Оценивание, успеваемость, обучение
Watkins_C_Обучение, успеваемость и улучш
Adobe Acrobat Document 1.2 MB
Среднесрочное планирование одного раздела (примерное)
Планирование серии Герой нашего времени
Microsoft Word Document 17.3 KB
Помощь по среднесрочному планированию по
Microsoft Word Document 22.1 KB

Ссылка на полезный сайт для учителей, материалы по мнемотехнике оттуда взяты http://videotutor-rusyaz.ru/uchitelyam/metodichka/100-pri

Приемы мнемотехники на уроках русского языка 

 

I. Грамматические сказки

Сказка «Сила любви»

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко, ведь почти всегда она пишется от него отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может.

Сказка о написании чередующихся приставок на –з и -с

Жили – были глухие деды, старые беззубые, шум и кашель от них до и только. Были у них крикливые, шумные внуки. Отгадайте, о ком идет речь? Правильно, деды – это приставки, оканчивающиеся на глухой согласный с: бес-, вос-, нис-, рас-, ис- и т. д. Внуки – это приставки, оканчивающиеся на звонкий з: без-, воз-, низ-, раз-, из- и т.д.
Службу деды и внуки в словах несли исправно, потому что обязанности у них давно поделены очень демократично. Звонкоголосые внуки – приставки, оканчивающиеся на з, ищут себе звонкую пару, т.е. корень, начинающийся на звонкую согласную. А как иначе? Молодежь любит тусовки, звонко песни попоют, на гитаре поиграют. А старые деды совсем глухие, слышат плохо, но дело знают. Если начинается слово с глухого звука, ковыляет к нему приставка на глухой с, вместе им хорошо: табачок покурят, покряхтят, помолчат.
Так и ходят парами: звонкий со звонким, глухой с глухим. Внуку со внуком интересней время проводить, а деду с дедом.

Икающий суффикс

Суффиксы -ек и -ик в существительных
Жили - были два родных братца -ек и -ик. И до того в этих суффиксах были пугливые гласные, что эти суффиксы всего боялись, даже изменения по падежам.
Однажды царевна Грамматика решила и к этому сложному замочку подобрать ключик.
Взяла она слово «ключик» и стала склонять его по падежам, но от страха суффикс -ик стал икать на все слово: «Ключика (Р.п.), ключику (Д.п.), ключик (В.п.), ключиком (Т.п.), о ключике (П.п.).» Да так громко говорил «ик», что все слово трясло.
Взялось Грамматика за замочек – случилось неожиданное. Внезапно почти во всех косвенных падежах из суффикса -екисчезла буква е: замочка(Р.п.), замочку(Д.п.), замочком(Т.п.), о замочке П.п.). Как страус при виде опасности прячет голову в песок, и ее не видно на поверхности, так суффикс -ек при склонении прячет гласную е, оставляя в косвенных падежах только нв слове.
С тех пор так и повелось. Суффикс -ек при склонении существительных прячет свою букву е, а -ик от страха громко икает во всех косвенных падежах, не в состоянии перебороть страх.
От испуга -ик икает,
Е бессовестно сбегает.

Суффиксы –то, -либо, -нибудь и приставка кое-

Жили – были три мушкетера – это суффиксы -то, -либо, -нибудь. Вместе с ними в большой дружбе был Д, Артаньян, т.е. приставка кое-. Все страшные драчуны, чуть только неопределенные местоимения к ним поближе подойдут – они шпагу достают и размахивают ею. Того и гляди: на дуэль вызовут или ранят не на шутку.

Вот однажды собрались неопределенные местоимения и постановили:

1. Шпагой больше не размахивать
2. Пусть местоимения кладут шпагу вертикально (черточкой), и тогда никто не подойдет близко к мушкетерам и Д, Артаньяну.
С тех пор так и живут, только через дефис – шпагу пишутся.
Правда, приставка кое- , т. е. Д, Артаньян, как истинный гасконец, не связывается с предлогами – мальчишками. Если они начинают путаться под ногами, кое – прячет шпагу – дефис в ножны. Сами понимаете: эти мальчишки – предлоги – прелюбопытный народ, везде суют свой нос. Поэтому мы пишем: кое у кого, кое к чему, кое с кем.
Д, Артаньян объясняет свое решение: «Всякое может случиться. Предлоги , маленькие, худенькие, надо прятать шпагу, а то вдруг нечаянно проткну».


II. Правила не по правилам

Уж сколько раз твердили миру…

Безударные личные окончания глаголов – неиссякаемый источник орфографических ошибок. Учительский фольклор сохранил несколько вариантов зарифмованного перечня глаголов, относящихся ко второму спряжению. Вот один из них:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя.

Три буквы

Правописание сложных существительных с первым корнем ПОЛ- можно запомнить с помощью тех самых трёх букв, что составляют корень. Через дефис пишутся слова, у которых второй корень начинается на:
1) Прописную букву;
2) О или другую гласную букву;
3) Л.

Всегда мягкие звуки

[Й'], [ч'], [щ'] – всегда мягкие.
[Й']огурт, [ч']ай, [щ']ербет…
Слаще в мире нет.
Можно запомнить по словоформе [ч']а[щ']е[й']
Чащей, чащей ты иди,
Всегда мягких только три.

Буквы Е, Ё, Я, Ю

Мы называем эти буквы разведчицами, так как в транскрипции они пользуются не своими, а чужими символами.
ЕЁ Я лЮблю (а потом произносим только гласные)

Да ты же сам знаешь, джазист!

Как запомнить согласные, после которых пишется суффикс профессии –чик.
Когда пишется –чик?
Да ты же сам знаешь!» Первые буквы в словах ответа – именно те, которые нужно запомнить: д, т, ж, с, з.
Это же правило можно усвоить с помощью слова джазист.

Грущу по Вас или по Вам?

Нам помогут инициалы А.С.Пушкина.
«Родная, я грущу по Вас», - 
 подписался просто А.С.
Грущу (тоскую) по Вас.
Пушкин Александр Сергеевич

О пользе щей

Как запомнить буквы, соответствующие глухим согласным? Поможет предложение: «Фока, хочешь поесть щец?»
А буквы, соответствующие звонким согласным, можно с помощью фразы: «Мы же не забывали друга».

Вот бы знать наперечёт!

Каждый ученик знает, какая трудная тема производные предлоги. Запомнить предлоги, пишущиеся слитно, можно с помощью рифмовки:
Слитно пишутся предлоги:
НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,
Ещё НАПОДОБИЕ, знаю все наперечёт:
ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЁТ.

Орфоэпия

Надеваю шо'рты,
Чтобы кушать то'рты.

 ***

Коль будильник зазвони'т -
У меня ужасный вид.
Если классная звони'т –
Папа за ремнем спешит.
Не звони'те, не звони'те,
Пощадите, пощадите.
Надо говорить приня'ть,
Ударение на ять.

***

Нефтепрово'д (бензопрово'д, газопрово'д)
Сломал бегемот.

***

Распространенная орфоэпическая 
ошибка - поло'жил.
Коль поло'жил, значит – ложь,
А зачем тогда ты врешь.
Помни: положи'л и жил.

***

Хватит балова'ться,
Будем улыбаться.

***

Он свет включи'т,
Аж проводка трещит.

***

Пусть неду'г
Обойдет твоих подруг.


Правописание корней и приставок

Корни –лаг- и - лож-

- Гуси, гуси!
- Га, га, га!
- Перед г пишите а 


Корни -раст-, -ращ- , но –рос-

Если в корне т и щ(а) –
Стопроцентно пиши а!
Исключение не забудь:
Отрасль, росток…и в путь!

 
Корни кос – кас

Сон есть или его нет
Корень кос очень любит спать, он даже приходит в то слово, где есть словоформы этого слова: сна, сны, сну, снись и т.д. А еще он любит, когда рядом есть три буквы - нет. Ищи рядом с корнем кос «сон» или «нет».
Коснуться, коснусь, коснись, коснулись, коснетесь, коснется.
Данный мнемоприем заставляет охватить все орфографическое поле, связывая в одном действии и средство проверки, и результат проверки.

После - кос я вижу - н,
Пишу О, и «нОу» прОблем.

Корни гор - гар

Я не знаю: - гар иль – гор.
О- и это пригОвОр
Вариант рифмовки. Я не знаю – гар иль – гор - в пОльзу О Окончен спор.

Приставки пре- и при-

При-. Четыре значения уместились в легкую рифмовку
Что – то я соединяю (соединение),
И к чему – то приближаю (приближение),
Рядом, близко я стою (близость)
И неполно делаю (неполное действие).

Есть другой вариант.

Прибежал я – приближенье,
Вот приклеил объявленье – это присоединенье,
Чуть присел – неполнота действия обычного…
На пришкольном стадионе,
Что здесь необычного?


Пре –

Мама Пере- , папа Очень,
Дочка Пре- помочь им хочет,
Коль недуг одолевает –
Дочка вмиг их заменяет.

Пре – приставка утром рано
По секрету рассказала:
Слово очень мне родня,
Пере – вот моя семья.

III. Запоминаем словарные слова

О голодном интеллигенте

Известно, как трудно научиться правильно писать слово ИНТЕЛЛИГЕНТ. Одни, как говорила когда-то героиня старого телефильма, проверяют его словом «телега», другие, более развитые, - словом «интеллект», - и опять плохо. Запомните спасительное мнемоническое предложение: «ЕЛ ЛИ интЕЛЛИгент». Эффект поразительный!

Перед тем как сварить…

В русском языке много слов с затемнённым составом, ошибки в них неизбежны. Таково и слово ПРЕДВАРИТЕЛЬНО. Ученики твёрдо пишут в его корне букву О и на вопрос учителя «Что же, это слово родственно слову ВОР?» не смущаясь отвечают: «Наверное..»
Чтобы запомнить, как пишется это слово, послушайте такую историю.
Надоело людям, жившим в каменном веке, есть сырое мясо. Решили они его сварить и задумались: с чего начать? Оказалось, что нужно добыть огонь, собрать сухой хворост, изобрести посуду и т. д. То есть перед ВАРКОЙ еды необходимо произвести множество действий предвАрительных.

Искусство побеждать

Как не ошибиться в написании слова ИСКУССТВО? Тем, кто хоть раз проиграл в схватке с этим коварным словом, советуем при новой встрече с ним сразу же настроиться на победу – показать себе два пальца: V – victory – победа! И заодно, пересчитав пальцы, вспомнить: 2 буквы с – во 2-м случае.

Надежда поможет?

Наверное, мало есть на свете людей, говорящих по-русски и ни разу не допустивших ошибки в употреблении глаголов ОДЕТЬ иНАДЕТЬ. Вот простой приём, который поможет контролировать себя. Запомним: одевать Надежду – надевать одежду.

Не вся правда

Ученик допустил ошибку в слове ПОДЛИННЫЙ. Учитель подчеркнул слово, а рядом написал: «Линь – орудие пытки?». Ученик недоумевает. «Давай посмотрим в словаре», У Ожегова приводятся омонимы: 1) пресноводная рыба; 2) (спец.) верёвка для корабельных снастей. Никаких пыток. Но некоторые учёные полагают, что было такое верёвочное орудие для битья, кнут –линь, линек. Сведения, произнесённые под пыткой, называли подлинными.

Ровесник, сверстник

Ровесник – нет т = ровно весен (зим, лет); сверстник – есть т – с версту (верста = 1,0668км.

Чувствовать – участвовать

В одном слове есть в, а в другом в нет. Участвовать – часть.
Помните, герой Крамарова в фильме «Джентльмены удачи», вместо слово девушка говорит «чувиха».
Я рассказываю давнюю историю, связанную с моим учеником, путавшим эти слова.
После просмотра фильма «Джентльмены удачи», он придумал проверочное слово чувиха. Говоря: «Я, простой чувак,чувствую к одной чувихе из нашего класса симпатию».

Фонетические ассоциации (по схожести звучания)

Багаж – носильщик на вокзале говорит: «Ага, тяжёлый багаж!».
Базар – бабы на базаре.
Берёза – белая берёза.
Завод – завтра на завод.
Завтрак – «На завтрак - рак, кричи ура.
Запад – на западе солнце падает.
Квартира – Ква-ква! Хорошая квартира!» - квакает лягушка.
Капуста – капли капают на капусту: кап, кап, кап.
Комната – комната у Наты.
Лопата – лопата лопнула.
Коридор – Коля и Ира в коридоре.
Медведь – мёд ведает.
Малина – маленькая ягодка малинка.
Месяц – ясный месяц.
Осина – осина красива осенью.
Пальто – Павел в пальто.
Петух – Петя, Петя, петушок.
Помидор – помни милый помидор.
Рабочий, работа – раб работает.
Ребята – ребята решают ребус.
Рисунок – на рисунке нарисован рис.
Сапоги – Саша в сапогах.
Сегодня – сегодня я играю в сего.
Собака – собака лаяла на о.
Соловей – соловей поёт соло.
Суббота – в субботу две подружки Барбара и Бабетта идут в гости.
Тарелка – тарелка – это тара.
Тетрадь – тетрадь по-гречески тетра.
Топор – топор топает: «Топ! Топ!»
Улица – на улице встречают знакомые лица.
Ученик – учение; честно учится.
Хорошо, хороший – у нас в школе хороший хор.
Язык – ябеда показывает язык.

В слове спряталось другое слово

Вдруг – друг
Горизонт – гори, зонт!
Лисица – братец Лис
Облако – лак
Платок – плат
Винегрет – вино не гретое
Трамвай – трамвай съело чудовище – ам!
Ужин – ужи на ужин
Топор – топ
Иногда – иногда не чувствую ног
Карандаш – кара
Орех – ор
Потом – пот
Работа – раб
Человек – чело
Базар – база
Балкон – бал
Баран, баранка, барабан – бар
Ворота – вор
Газета – газ
Кровать – кров
Метро – метр
Мечта – меч
Печаль – печь
Пример – Рим
Ромашка – Рома
Фамилия – ноты фа и ми
Фонарь – фон
Ягода – год
Яблоко – блок

Как помочь ученикам с разными особенностями

1 тип "Тихий и стеснительный ученик"

  • Посадить рядом с друзьями.
  • Дать время для подготовки диалога.
  • Дать время, чтобы приобрести уверенность.
  • Объявить о фиксировании времени для работы каждого ученика.
  • Поощрить небольшие успехи, но не привлекая особенного внимания.
  • Попросить делать небольшие комментарии.
  • Запретить другим ученикам прерывать речь ученика.
  • Наблюдать со стороны, но иногда давать подсказку. 

2 тип "Клоун или отвлекающий"

  • Смотреть в лицо; объяснить, какие проблемы возникают, когда он так себя ведет.
  • Дать четкие рекомендации по улучшению поведения.
  • Поощрять правильное поведение.
  • Посадить в группу, которая может препятствовать такому поведению.
  • Держать такого ученика подальше от учеников с подобным поведением.
  • Время от времени подходите и контролируйте поведение во время работы группы.
  • Исключить из обсуждения и спрашивать последним из группы.

3 тип "Апатичный или скучный"

  • Посадить с друзьями.
  • Поошрять любое проявление или участие.
  • Дать конкретную роль или задание в групповой работе.
  • Максимально заинтересовать.
  • Предоставить побольше различного материала.
  • Предложить выбрать самому роль, задание.
  • Предложить работать в группе или индивидцально на выбор.
  • Использовать задания, которые требуют участие каждого ученика.
  • Наблюдать со стороны, по необходимости давать советы.

4 тип "Доминирующий или разговорчивый"

  • Распределить время для работы.
  • Дать роль, которая требует письменного выполнения.
  • Организовать обратную связь с помощью наблюдателя.
  • Предложить роль лидера, чтобы этот ребенок поощрял работать других.
  • Посадить в группу с подобными учениками.

5 тип "Дуэлянт или зачинщик"

  • Постараться определить причины такого поведения; поговоить об этом, постараться решить трудности.
  • Объяснить последствия такого поведения.
  • Предложить другие варианты поведения.
  • Дать совет по самоуправлению и решению конфликтов.
  • Объяснить основные правила, где агрессия и споры недозволены.
  • Отделить подобных детей друг от друга.
  • Исключить из обсуждения, если это необходимо.

6 тип "Восприимчивый, ранимый или деликатный"

  • Предупредить восприимчивых учеников о теме обсуждения и дайте выбор: участвовать или не участвовать..
  • Дайте альтернативное задание.
  • Определить ученика в понимающую группу, или в ту, где присутствует учитель.
  • Рассмотреть темы, избегая особо деликатные места или вопросы.
  • Объяснить основные правила, которые позволяют ученикам не участвовать в обсуждении темы, если она очень деликатная.

 

Пять правил применения ТРКМ (прислала моя коллега Л.Малеваная)

           Правило первое: если хочешь узнать, что такое  ТРКМ применяй ее в своей практике и только после этого делай выводы. Правило  яблока: разве можно узнать вкус плода, если ты его не пробовал.

 

           Правило второе: применяй технологию, если у тебя  есть потребность . Правило яблока: если ты не хочешь есть, никакое яблоко не пойдет впрок.

 

           Правило третье: применение отдельного приема или стратегии без осознания целостной теории непродуктивно. Правило яблока: если ты откусил яблоко и проглотил, не разжевав, или выплюнул, как ты узнаешь его вкус или насытишься.

 

          Правило четвертое: отдельный прием или стратегия  МОГУТ не совпадать с индивидуальным стилем преподавателя, ищи свои   приемы. То, что хорошо получается у одного  преподавателя, может совсем не получиться у другого. Мы разные. Правило яблока: яблоки бывают разные, надо многое попробовать, чтобы найти свой сорт.

 

          Правило пятое: помни, что преподавание требует меры, меры между репродукцией и творчеством. Освой ТРКМ сначала на репродуктивном уровне, а затем твори. Правило яблока: если ты не вырастил ни одной яблони, разве ты можешь быть Мичуриным?

 

От тренера полезное для планирования

Б. Блум. РЯ.doc
Microsoft Word Document 52.5 KB

Отличная брошюра по оцениванию

Оценивание учебных достижений.pdf
Adobe Acrobat Document 4.8 MB
Анкета Теория множественного интеллекта
Microsoft Excel Table 272.6 KB
3_L2W2D3_ИНСТРУМЕНТЫ ДИСКУССИИ.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 1.1 MB

Для тех, кто желает создать авторские пособия, программы и др.

Рекомендации центра "Дарын"
рус. Требования к инновационным материал
Microsoft Word Document 81.5 KB