Взгляд изнутри

             В современном динамически развивающемся обществе значительно расширилось содержание понятия «грамотность». Сегодня это понятие расширено и приобрело новое звучание «функциональная грамотность», включающее компьютерную грамотность, политическую, экономическую и т.д. Функциональная грамотность выступает как «способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью».


             Как учитель русского языка и литературы, я вижу свою роль в создании на уроках благоприятной среды для формирования функциональной грамотности моих учеников.

Умениями современного школьника являются в числе других умение создавать письменные работы разного вида и стиля, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, оформлять  разнообразные деловые бумаги. Не менее важно умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов, а также интернет-ресурсов; умение составлять и читать схемы, использовать информацию СМИ и других источников. Формирование коммуникативной грамотности включает в себя умение работать в группе, команде; умение расположить к себе других людей;  приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям; организовывать работу группы.    

                                                               

            Научно доказано, что «диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении» (Мерсер и Литолтон). На уроках русского языка и литературы организую диалогическое обучение учащихся для того, чтобы каждому была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания, размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать вопросы учителю и своим одноклассникам.  Создаю для учащихся образовательную среду, в которой они активно исследуют, обсуждают и воспринимают информацию.  Для этого обеспечиваю их возможностями для самостоятельного обучения, предоставляя  руководство к действию с помощью технологических карт урока, в которых расписаны ожидаемые результаты  занятия, задания и время на их выполнение, критерии оценивания работы, так как ученики «должны уметь сами оценивать свои знания» (П.Блэк и Д.Уильям).


              Своей задачей при подготовке урока вижу предоставление учащимся необходимой информации для изучения и размышления, критического осмысления, продумывание сценария урока, на котором каждая минута расписана. На уроке важным считаю оказание поддержки в формативном оценивании учащихся, что помогает определить, на каком этапе в процессе обучения находится  каждый, для этого использую разнообразные техники оценивания для обучения, например: «Индекс карточки» с заданиями на 2-х сторонах, которые периодически раздаются ученикам. На одной стороне такой карточки находится задание, например, обобщить в виде схемы («Кластер», «Карта памяти», «Древо предсказаний» и др.) материал по теме; на другой стороне – задание определить, что еще непонятно и сформулировать вопросы на стикерах. На вопросы, записанные на стикерах и размещенные на доске, отвечают другие ученики или учитель.

Техника «Одноминутное эссе», в этом случае ребятам предлагаю ответить на вопросы «Что самое главное ты узнал на уроке?», «Что осталось для тебя непонятным?» и др. Техники самоценивания и взаимооценивания разнообразны, использую их на разных этапах работы учащихся.

Наиболее востребованной формой организационной деятельности является работа в группах, в парах, тройках.

                Учащимся очень нравится атмосфера совместного творчества, в ходе которой они увлеченно изучают материал, предоставленный учителем, обсуждают его содержание в кумулятивной или исследовательской беседе. На уроках они создают постеры, демонстрирующие  понимание изучаемой информации или критическое отношение к содержанию художественного произведения.  Эта работа помогает вовлечь в активную работу даже самых пассивных учеников. Например, на уроке по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в 8 классе отдельные ученики по желанию представили мини-проекты о действующих лицах комедии, их постеры были размещены на доске. Затем всем ученикам было предложено задание: охарактеризовать героев на иллюстрациях с помощью прилагательных и написать «Синквейн» о каждом действующем лице, ученики использовали информацию, представленную на постерах, создав новые продукты и представив классу. Информация, изученная таким образом, осталась в памяти, причем слабые ученики участвовали в работе наравне с другими детьми и ощутили успех, что особенно важно для дальнейшего повышения учебной мотивации.


                   Внедряя новые подходы преподавании   и обучении я убедилась, что ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими. В результате  внедрения новых подходов в практику преподавания мне удалось достичь успеха в создании активного класса. На моих уроках  ученики  разговаривают друг с другом, задают вопросы учителю и одноклассникам,  передвигаются по кабинету для работы с другими учениками; пишут, составляют схемы, рисуют для того, чтобы поделиться с другими; объясняют, демонстрируют, делают записи друг для друга; сидят лицом друг к другу, естественны, непосредственны. Все эти качества являются важными для формирования функциональной грамотности, ведь ученик, умеющий обучаться, знающий, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействующий с другими людьми и обладающий целым комплексом умений и навыков 21 века, способен жить и действовать в условиях меняющегося мира.

 

ЭССЕ

КАКИМ Я ВИЖУ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ  

ОБРАЗОВАНИЕ В БУДУЩЕМ…

  

Размышляя о будущем филологического образования в Республике Казахстан, я каждый раз думаю о своей роли в формировании личности ученика, способного строить общение в разных жизненных ситуациях. Я уверена, что моя работа, работа учителя русского языка и литературы, должна быть направлена на создание такой обучающей среды урока, в которой это общение будет живым и продуктивным. Еще более широкие возможности предоставляют разнообразные внеурочные мероприятия с применением информационно-компьютерных ресурсов, средств музыки, художественного искусства, видеосюжетов на определенные темы.

Мне важно, чтобы дети на уроке и внеурочных мероприятиях разговаривали друг с другом, смотрели друг другу в глаза, могли совместно решать проблемы, при этом приветствуется знание трех языков. В будущем, конечно, ребята смогут более широко общаться и выражать свои мысли на русском, казахском, английском языках, ведь во всех современных программных документах говорится о важном качестве человека 21 века - полиязычии.

Я мечтаю о том времени, когда молодые люди не будут зажаты рамками знания только своего родного языка, а смогут полноценно выражать свои мысли на как минимум трех языках, будут стремиться к обогащению своей речи, и тогда им не будет сложно понимать друг друга. Выучить язык – непростая задача, еще более непростая задача - внушить детям желание изучать язык другого народа.

Мне очень хочется самой владеть хотя бы двумя языками. Я отлично владею родным русским, старательно учу казахский, жаль, что в свое время в школах не преподавался казахский язык. Отсутствие базы знаний, словарного минимума по казахскому языку очень сказывается, так как приходится начинать с нуля. Поэтому я всегда говорю детям о ценности и важности своевременного изучения языка; с детских лет, когда память еще свежа и не заполнена разнообразной информацией.

Будущее филологического образования – это диалог народов, диалог культур, диалог толерантных личностей, которые успешно осуществляют коммуникацию на разных языках, совместно решают разнообразные жизненные проблемы. Роль учителя в этом процессе велика, ведь именно он организует диалог на уроках, следовательно, каковы действия учителя, таковы и результаты его деятельности, а именно, отношение его учеников к изучению и использованию языков.

 

 

Отзыв о курсах 2-го уровня в г.Алматы

Отзыв о курсах 2-го уровня программы уровневых курсов Кембриджа

группы 11 (24.10.12 года)

Тренеры Корнилова Т.Б.
                  Рыскалина  А.К.

         О Программе Кембриджа мы узнали от коллег, прошедших курсы 3 уровня, они увлеченно рассказывали, что программа очень интересная, её внедрение в практику дает положительные результаты; детям очень нравятся уроки в контексте программы. С курсами 2-го уровня мы связывали надежды на то, что здесь осознаем современные подходы в обучении детей, встретимся с коллегами из разных регионов нашей страны, научимся тому, как по-новому планировать уроки, и с первых дней наши надежды начали сбываться.

        Открылась  удивительная страница в жизни каждого из нас: мы сразу узнали много друг о друге, заодно освоив несколько интересных приемов знакомства, научились говорить друг другу комплименты, что позволило группе сплотиться, сблизиться, органично вписаться в деятельность по программе 2-го уровня Кембриджской системы под руководством наших замечательных тренеров Акмарал Кусаиновны и Татьяны Борисовны.

           За 4 недели напряженной, но очень нужной работы, нам удалось глубоко вникнуть в содержание программы, состоящей из 7 модулей. Даже самый сложный, на первый взгляд, недоступный материал, мы осваивали в практической деятельности, как нам иногда казалось, самостоятельно, хотя на самом деле, это было результатом тонкой, глубоко продуманной деятельности тренеров, которые очень мудро подводили нас к самым сложным темам.

           Каждое занятие было неповторимым, сочетало в себе оригинальные приемы, маленькие хитрости тренеров, которые позволили сделать небольшие открытия незаметно, как-то легко, спокойно и уверенно.

          Выполняя задания, изучая новое, мы поняли, как правильно организовать работу в группе, как работать над развитием критического мышления. Осознали новые подходы в образовании, попробовали себя в разных ролях: разрабатывали драму, становились учениками с разными поведенческими характеристиками, вели исследовательскую беседу, создавали постеры, используя самые разнообразные приемы, сумели по-новому посмотреть на свою работу и работу коллег, пересмотреть отношение к учебному труду наших детей. Мы побывали на их месте, и осознали, что учение может быть по-настоящему интересным, активным, радостным и эффективным.

         После 4-х недель обучения по программе Кембриджского университета мы уверенно владеем инструментами и ресурсами для того, чтобы успешно пройти практику в своей школе, полны идей и надежд на отклик коллег.

          Мы разработали под руководством наших тренеров среднесрочное планирование уроков, план коуч-сессии для коллег, план урока по своему предмету. Разобрались с тем, как должно проводиться исследование в действии, поняли, что и как должны делать в ходе коучинга и менторинга, представили модель менти, разработали «золотые правила» менторига, утвердились в понимании того, какие доказательства необходимо поместить в портфолио, и еще очень многое, что позволит нам пройти практику успешно и эффективно.