Из опыта

Опыт проведения Lesson Study

«Как научить детей распределять роли в группах и эффективно выполнять проблемные задания?»

 

          В период с  20 декабря 2014 по 20 января 2015 года в Боровской средней школе им.А.Чутаева  Мендыкаринского района мы с коллегами провели исследование урока (Lesson study). Работа была начата с формирования группы учителей, работающих  в 10 классе, так как общей проблемой на всех предметах в этом классе является то, что ребята в группах работают, но не так продуктивно, как хотелось бы.

          Для творческой группы, состоявшей из учителей 3-го уровня Мельник Е.А., Рожковой И.А., Беспяткиной А.Ю., Остапенко А.М.,  (модератор – учитель  2-го уровня Ратке Н.А.), важно  было добиться, чтобы ученики, эффективно распределив роли в группах,  смогли решить проблемную задачу и как можно лучше представить результаты своей работы.

          До начала исследования каждый участник индивидуально заполнил  таблицу «Планирование для совершенствования практики». Затем собрались командой и записали на большом плакате, чего хотим добиться в результате. Продумали, какие шаги надо предпринять, чтобы добиться успеха.

          После встречи и планирования работы учитель биологии Мельник Е.А. начала готовить урок, а модератор  группы занялась составлением таблиц наблюдения и выбрала анкеты для учащихся.

          Следующим шагом было непосредственно исследование урока. В таблице наблюдения урока каждый учитель должен был записать свои наблюдения за учениками А, одной из лучших учениц класса, В – ученицей с хорошим уровнем подготовки, С– учеником со средними способностями.

          Весь урок велось наблюдение, после урока было проведено анкетирование детей. Затем  выслушали и обсудили рефлексию педагога, проводившего урок.  После этого все участники записали на стикерах и прикрепили на большой плакат положительные и проблемные  моменты урока, обдумали, что можно улучшить.

          Второе исследование урока проводилось через неделю. Группа учителей продолжила наблюдение за теми же учениками. На этот раз учитель еще раз объяснила ученикам, что выполнять работу в группах надо по инструкции в соответствии со своей ролью.  Обсудив второй урок, мы пришли к выводу, что необходимо изменить саму задачу, т.е. нужна проблемная ситуация, в которой ученики будут вынуждены действовать более активно.

          Третий урок прошел более живо, учащиеся уверенно взялись за работу, выполнили задание более качественно, в группах взаимодействовали по правилам.

          Обсуждая урок, мы выделили проблемные моменты в работе учащихся и разработали рекомендации для коллег. Возможно, для кого-то они не будут открытием, но для себя мы поняли многое. Необходимо обращать внимание на сменяемость ролей, перемещать учащихся в разные составы групп, стараться роли распределять с учетом особенностей детей, обязательно работать по времени и по правилам, не допускать доминирования одних учащихся над другими. Важно получать постоянно обратную связь от детей, обучать их техникам учения и создавать критерии оценивания.

          Подобная работа проводилась нами впервые, мы получили очень хороший опыт работы в сотрудничестве, обменялись ценными идеями друг с другом, смогли объективно и открыто осуждать позитивные и проблемные моменты уроков. Работа группы была конструктивной и продуктивной.

Write a comment

Comments: 0